Аренда 1С

Что такое SaaS

Тема применения технологии SaaS активно обсуждается уже несколько лет. Software as a service (SaaS) («программное обеспечение как услуга») — бизнес-модель аренды программного обеспечения через Интернет по безопасному удаленному каналу.

Эта технология достаточно молодая. На Западе она начала развиваться более 15 лет назад и уже получила широкое распространение. В России этот рынок находится еще в стадии формирования, однако уже сейчас идея получения доступа к программному обеспечению по аренде становиться все более и более востребованной среди потребителей ИТ-решений.[1]

Преимущества SaaS

SaaS сейчас рассматривают как альтернативу стандартной схеме установки программного обеспечения на оборудовании заказчика. Отличий у этих двух моделей и впрямь много.

В случае с SaaS клиент платит не за владение программой, а за ее аренду. И так получается, что клиент вносит небольшую периодическую абонентскую плату и избавлен от необходимости инвестировать существенные суммы на приобретение. Во-первых, ему не нужно покупать само программное обеспечение, а во-вторых, аппаратную платформу для его размещения. Не стоит забывать и о том, что после внедрения системы на предприятие клиенту придется обеспечивать его дальнейшую работоспособность. Если же весь этот фронт работ отдать на откуп разработчику, то заказчику останется лишь пользоваться функционалом программы и вносить регулярные платежи за доступ к системе и сопутствующие услуги.

Второе отличие: в SaaS заказчик получает не само программное обеспечение, а лишь тот функционал, которое оно обеспечивает (в качестве веб-сервиса). А ведь именно реализация бизнес-функций и нужна заказчику.

Третье: в SaaS процедура внедрения сведена к минимуму и очень проста – заказчику нужно просто получить логин/пароль от программы и войти в нее. SaaS-системы не нуждаются в продолжительной настройке, ювелирно тонкой адаптации к требованиям заказчика и дорогостоящих консалтинговых услугах. В результате же сокращается время выполнения проекта и все затраты, связанные с ним.

В-четвертых, SaaS-модель обеспечивает повсеместный доступ к нужному приложению из любого места, где есть интернет. Большинство SaaS-провайдеров обязуются предоставлять практически постоянный доступ к сервису.

В-пятых, SaaS-модель позволяет малому и среднему бизнесу использовать приложения, которые ранее были недоступны из-за дороговизны. Вместо покупки программы заказчик за небольшую плату арендует бизнес-функции, которые она реализует. А нужно ли ему большее?

Помимо этого, SaaS обеспечивает автоматическое обновление софта без дополнительных затрат со стороны заказчика и возможность менять объем функционала в любой момент времени. Если отсутствует необходимость в определенных функциях системы, всегда можно отказаться от них и платить лишь за те, что действительно нужны в работе.

Минусы и проблемы SaaS

Основными проблемами, тормозящими широкое распространение SaaS в России, считаются недостаточное понимание бизнесом выгод этой модели, слабое доверие к провайдерам услуг и сомнения по поводу сохранности корпоративных данных, а также отсутствие скоростного интернета во многих регионах России. Последнее, впрочем, кажется проблемой немного надуманной. На данный момент получить скоростной доступ к интернету можно едва ли не в любом российском регионе. И этого вполне хватает для работы с SaaS-приложениями.

Безопасность SaaS-провайдера, на серверах которого хранится вся корпоративная информация клиента, - более важный момент. Однако при детальном рассмотрении эта проблема тоже оказывается в известной мере мифической. Клиент опасается, что SaaS-провайдер будет иметь доступ к конфиденциальной информации? Но с не меньшим успехом к ней могут иметь доступ недобросовестные сотрудники самой компании. Кроме того клиент может обезопасить себя грамотно составленным договором.

Остается лишь один минус - недостаточное понимание бизнесом выгод SaaS-модели, психологическая неготовность к ней. Эту проблему может решить лишь время. У SaaS-модели есть определенные преимущества перед "коробочными" решениями - и бизнес со временем заметит их. Неслучайно так активизировались в последнее время и отечественные разработчики SaaS-решений. [2]

Правила игры для российского SaaS

Рынок SaaS в России растет - и у него, очевидно, хорошие перспективы для развития. Как сервис уже сегодня можно получить самое разнообразное ПО: программы 1С:Предприятие 8.2, как типовые решения, так и специализированные разработки для различных отраслей, бизнес-решения Microsoft Dynamics, антивирусы, электронную почту MS Exchange, пакеты для подачи официальной отчетности, ПО резервного копирования NetBackUp от Symanec и даже (впервые в мире) САПР "Компас 3D".

Оценивая основные тенденции ИТ-индустрии можно сделать однозначный вывод, что мир становится мобильнее и нуждается в SaaS-технологиях.

Даже по очень консервативной оценке согласно прогнозу аналитиков IDC, российский рынок облачных услуг к 2014 г. составит свыше 160 млн долл., что соответствует более 100% годового роста.

В качестве направления инвестиций наиболее привлекательным выглядит сегмент SaaS-решений для малого и среднего бизнеса, могут быть интересны также образовательные проекты, мобильные и навигационные сервисы и вертикальные поисковые технологии.

Как оценить эффективность перехода на SaaS?

У бизнеса должен быть прагматичный взгляд на SaaS и работу с внешними контрагентами. Если бы можно было обойтись вообще без ИТ-решений, бизнесу было бы только проще. Определяя стратегию, бизнес должен решить, какие ключевые компетенции следует оставить внутри, а какие можно передать наружу.

Критериев несколько: функциональность, время на запуск в эксплуатацию, общая стоимость владения, масштабируемость, доступность, наличие SLA, информационная безопасность и катастрофоустойчивость.

Яндекс.Метрика